Российское общество за последние полтора десятилетия прошла два этапа своего развития. Первый этап, в основном 1990-е годы – преодоление макроэкономического кризиса, создание базовых экономических и политических институтов (частная собственность, денежная система, налогово-бюджетная система, федерализм). Второй этап, примерно 2000–2003 гг., – формирование основных рыночных экономических институтов (налоговое и земельное законодательство, законодательство о банкротстве, трансформация естественных монополий и др.). Основная цель этих этапов – воссоздание современной структуры общества, ликвидация социалистических отношений.
Современный, третий этап связан с формированием эффективной системы развития человека, которая является актуальной и для всех развитых стран мира [2]. Для этого этапа характерно осуществление структурных реформ в образовании, т.к. происходят коренные преобразования всей социально-экономической сферы, которые изменили весь образовательный процесс.
Возможно предположить, что данный этап развития нашего общества имеет продолжение и в настоящее время.
Развитие современного образования связано с формированием его новой парадигмы – гуманистической, личностно ориентированной, культуросообразной, обусловленной вступлением России в образовательное пространство Европы – от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь».
Профессиональное становление как форма личностного становления человека, определяет не только и не столько совершенствование трудовых, профессиональных навыков, но и самосовершенствование личности профессионала, развитие её профессиональной культуры. Процесс профессионального становления и развития личности понимается нами как процесс непрерывный, состоящий из диалектически связанных содержательно-временных этапов, что отражает системный подход в профессиональном образовании.
Изменение условий формирования личности, произошедшее за последние десять – пятнадцать лет не вызывает сомнений практически у всех исследователей, занимающихся проблемами теоретической и практической педагогики. Основные споры сосредоточены в области выявления объективных факторов, существенно определяющих условия воспитания и, в частности, профессионального воспитания молодого специалиста.
В аспекте профессионального образования особый интерес представляет не только выявление, но и дифференциация этих факторов по степени их влияния на различных ступенях образовательного и воспитательного процессов.
Определено, что изменения социально-экономических условий, происходящих в нашем обществе, в своей содержательной сути определяются изменением форм собственности, изменением отношения к собственности, что в конечном итоге влияет на процесс профессионального образования, его содержание, методы и формы, цели и задачи, конечный результат.
В условиях рыночной экономики работник оказывается подвластным колебаниям спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда. В ситуации жесткой рыночной конкуренции современный работник должен найти спрос на свою рабочую силу, выдержать конкуренцию на рынке труда. Как отмечают Ю.Г. Кузнецов и А.А. Толмачев [3], основными факторами, влияющими на успешное трудоустройство работника, являются:
- приспособление работника к изменяющимся условиям производства;
- профессиональная подвижность, готовность работника при необходимости изменить свою профессию в соответствии с требованиями современного рынка труда, иметь в своей «профессиональной копилке» несколько специальностей и производственных компетентностей.
Следует подчеркнуть, что профессиональная сформированность проверяется, в конечном счете, на практике, в сфере материального или нематериального производства, где каждый молодой человек естественно выступает в роли носителя одной из функций собственности. От того, насколько он воспринял в процессе профессионального воспитания особенность той или иной функции, каковы права и ответственность субъектов каждой из этих функций, зависит его успешная или неудачная включенность в производственный процесс. Это оказывает существенное и большей частью негативное, деструктивное воздействие на:
- систему профессионального образования, где и происходит непосредственное профессиональное становление молодого профессионала;
- психологическую ценность формирующейся личности, развитие нравственных, гуманистических начал.
Коренные социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, развивающиеся рыночные отношения требуют формирования новой личности профессионала.
Профессиональная личность [3. С. 10] есть психологический итог развития личности в профессии, результат целенаправленного, сознательного совершенствования и специализации ее психических функций; интегральное системное свойство личности, которое включает в себя следующие элементы:
- профессиональные способности, т.е. особые физиологические предпосылки, чувствительность к способу профессиональной жизнедеятельности;
- профессиональную компетентность, т.е. осознание личностью своей профессии;
- профессиональную умелость, т.е. систему общих и специальных профессиональных умений.
Профессионально зрелая личность – это личность, которая [3]:
- обладает природно обусловленными, индивидуально-психологическими средствами активного взаимодействия с профессиональным миром (имеет выявленные и закрепленные профессиональные способности);
- осознает средства профессионального труда – орудия труда, материалы, себя как работника (обладает профессиональной компетентностью); может активно использовать средства профессионального труда (обладает профессиональной умелостью).